5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Дополнительные курсы (9 классы).

 

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Элективные курсы

Профильные курсы.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

 

 

1.4.   Формирование благоприятных условий по выявлению и поддержки творческого потенциала педагогов;

 

Методическая работа занимает важное место в системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогических кадров, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Организована методическая работа дифференцированно, с учетом индивидуальных потребностей педагогов. Положительно зарекомендовали себя такие формы методической работы, как проблемные семинары и практикумы, педагогические чтения, конференции, деловые игры. И, тем не менее, в ходе ежегодного подведения итогов мониторинга и анкетирования в школе, обозначились проблемы в повышении профессионального мастерства педагогов, а именно:

 

· неудовлетворенность отдельных педагогов в самореализации профессиональной деятельности;

· эмоциональное выгорание учителей, и как результат - снижение профессиональной активности педагогов, имеющих большой стаж работы;

· низкая подготовка вновь поступивших работников;

· не происходит ожидаемого роста профессионального мастерства, рационального использования внутреннего потенциала;

· недостаточно развиваются различные профессиональные умения (целеполагания, рефлексивные, прогностические, аналитические, проектировочные, контрольно-оценочные);

 

· слабо формируются умения, необходимые для инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности.

 

 


В связи с обозначенными проблемами стоит задача повышения эффективности методической деятельности. Для того чтобы целенаправленно влиять на профессиональное развитие педагогов, методистами должны быть переосмыслены подходы к росту творческого потенциала педагогических кадров школы через проведение тематических конкурсов профессионального мастерства. Конкурсы должны быть ориентированы на развитие предметно-пространственной среды, способствовать выявлению условий для профессионального роста педагогов и развивать их творческий потенциал на муниципальном, региональном и федеральном  уровне. Возникает необходимость в разработке методического сопровождения конкурсантов с учётом затруднений в подготовке конкурсных материалов.

 

Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям данного проекта представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям проекта.

Наименование

мероприятий

Источники финан-ния

Сумма расходов

В том числе по годам

Ответ-ные

11

12

13

14

15

1.1.            формирование системы работы с одаренными детьми

регион

2,5 млн.

руб.

700

тыс.

руб.

600

тыс.

руб.

500

тыс.

руб.

350

тыс.

руб.

350

тыс.

руб.

зам. директ. по научной работе

1.2.            развитие у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообразованию.

регион

1,5 млн.

руб.

180

тыс.

руб.

250

тыс.

руб.

350

тыс.

руб.

375

тыс.

руб.

345

тыс.

руб.

учителя

1.3.            создание условий, наиболее приближенных к оптимальным, обеспечивающих развитие способностей детей одаренных к учебной деятельности (индивидуальные планы, авторские программы, технологии, диагностические материалы).

регион

2,5 млн.

руб.

700

тыс.

руб.

600

тыс.

руб.

500

тыс.

руб.

400

тыс.

руб.

300

тыс.

руб.

учителя,

зам. директ. по научной работе,

школьн. метод. объединения.

директор.

1.4.            формирование благоприятных условий по выявлению и поддержки творческого потенциала педагогов;

регион

2,5 млн.

руб.

350

тыс.

руб.

400

тыс.

руб.

400

тыс.

руб.

600

тыс.

руб.

800

тыс.

руб.

метод. объединения.

зам. директ. по научной работе, директор.

 

1.5.            развитие у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообразованию

регион

1 млн.

руб.

70 тыс.

руб.

150 тыс.

руб.

250 тыс.

руб.

275 тыс.

руб.

205 тыс.

руб.

учителя

 

 

Раздел 2. Повышение качества оказания

образовательных услуг.

 

1.1.   Применение независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся.

Усиление  роли  среднего общего образования  в  социально-экономическом развитии страны связано с повышением его качества; приведением содержания образования, технологий обучения и оценивания  качества образовательного процесса в соответствие с требованиями современного общества; разработкой механизмов управления, адекватных  задачам  развития системы среднего общего образования. В связи с этим возрастают требования к качеству образования и индивидуального развития современного ученика, актуализируется необходимость адекватных изменений в управлении качеством образовательного процесса (на всех его уровнях и во всех звеньях) как способах достижения изменившихся целей, применение независимых  форм  оценивания  качества приобретенных знаний и умений.

Современный процесс образования требует применение независимых форм оценивания качества приобретенных знаний и умений учащимися на самых ранних стадиях обучения. Учитель должен быть и источником знаний, и умелым, творческим исполнителем по передаче своего багажа знаний, а также умелым мастером по выстраиванию целостной системы взаимоувязанных компетентностей. Естественно с целью повышения качества образовательных услуг контролировать ежедневную работу учителя необходимо через систему независимого оценивания (СНО), которая должна отвечать современным стандартам образования. Кроме внедрения  СНО, нужно определить необходимый и достаточный набор инструментов учителя, выработать методику применения инструментария, определить функциональные зависимости каждого участника СНО и ее составных компонентов.

Анализ применения независимых форм оценивания в школе показал, что использование НФО носит не системный характер, многие учителя работают «по старинке» выражая явное не желание пересматривать свою методическую работу, отсутствует  систематическая работа школьных методистов по пропаганде внедрения новых методов оценивания результатов работы учащихся, а также  должного понимания и контроля со стороны курирующих завучей. Верхушка этого «айсберга» создает предпосылки к неподготовленности учащихся, а также психологический кризис в момент государственного независимого оценивания (ГИА и ЕГЭ). Вся работа учителей предметников на протяжении не одного года сводиться из-за этого плохим результатам ГИА и ЕГЭ. 

Внедрение и применение СНО должно начинаться с первых классов. Каждый участник образовательного процесса должен в совершенстве владеть приемами работы в СНО, определять необходимость применения ее компонентов, быть психологически подготовленным и уверенным в себе.

 

1.2.   Совершенствование и расширение комплекса элективных курсов;

Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной составной частью профильного обучения на старшей ступени школы. В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.

На протяжении трех последних лет школа обеспечивает учащихся определенным набором элективных курсов.  К сожалению, кроме рассмотрения содержательной части программ  курсов по выбору и утверждения их на педагогическом совете, дальнейшая экспертиза программ элективных курсов не проводилась. Ни одна из программ элективных курсов не получала рецензии внешним экспертом  и поэтому процесс выполнения принципов актуальности, доступности и результативности  обучения по той или иной программе носит весьма сомнительный характер. Кроме того, дети просто вынуждены выбирать из того, что уже имеется, а не в соответствии со своими индивидуальными мотивами выбора. Да и зачастую многие ребята не способны самостоятельно определиться с выбором профиля обучения и, не говоря уже с выбором нужного элективного курса.

Совершенствование механизма функционирования комплекса предоставляемых элективных курсов остается еще актуальным. Для этого необходимо:

1.  Пересмотреть процедуру утверждения и принятия программ элективных курсов согласно:

«Алгоритм экспертизы программ элективных курсов».

На первом этапе элективный курс должен рассматриваться методическим объединением учителей-предметников или научно-методическим советом школы, где должно приниматься решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, о целесообразности их введения в учебный план и вынесением на внешнее рецензирование и затем уже на утверждение педагогическим советом школы.

На втором этапе  элективные курсы должны проходить экспертизу на уровне  районного комитета по образованию с привлечением независимых рецензентов. Для экспертизы элективных курсов должна использоваться следующая таксонометрическая таблица.

 

Содержание

Количественная шкала (в баллах)

Примечание

 

 

0

1

2

3

 

1

Степень новизны для учащихся

 

 

 

 

 

2

Мотивирующий потенциал программы

 

 

 

 

 

3

Развивающий потенциал программы

 

 

 

 

 

4

Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся

 

 

 

 

 

5

Наличие здоровьесберегающих характеристик

 

 

 

 

 

6

Полнота содержания

 

 

 

 

 

7

Связанность и систематичность изложенного материала

 

 

 

 

 

8

Адекватность методов обучения типу курсов

 

 

 

 

 

9

Степень контролируемости

 

 

 

 

 

10

Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов

 

 

 

 

 

11

Наличие в структуре программы необходимых разделов

 

 

 

 

 

12

Наличие краткой аннотации элективного курса

 

 

 

 

 

 

К таблице разработаны методические рекомендации по ее использованию.

1-й шаг – оценка качества каждого параметра независимыми экспертами.

2-й шаг – определение обобщенной оценки качества программы элективных курсов путем суммирования экспертных оценок по отдельным измеряемым параметрам.

3-й  шаг – отнесение экспертами измеряемой программы к одному из 3 уровней.

4-й шаг – перевод обобщенной количественной оценки  в процентный показатель, который рассчитывается как отношение реальной суммы баллов к их максимально возможному значению.

 

Таксономический
уровень

Количественная балльная шкала

Сумма баллов по параметрам 1-12

Степень проявления качества

1

Высокий

2-3

30-42 (от 71%)

Высокая

2

Средний

2-3

20-29 (от 47%)

Хорошая

3

Низкий

0-1-2

0-19 (до 46 %)

Низкая

 

2.  Расширить набор элективных курсов в соответствии с принципами обучения и индивидуальными мотивами выбора учащимися.

Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Следует отметить, что к Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:

 

3.  Развернуть систему комплексной профориентационной диагностики. 

В системе профориентационной работы должно являться самым ответственным и направленным содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно необходимо развернуть консультационную деятельность среди учащихся и их родителей.
Использовать различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Должна быть развернута работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.

 

1.3.    Развитие системы методического сопровождения, способствующей повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов.

 В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

В связи с этим необходимо реализовать систему методического сопровождения диагностики направленности мотивации изучения предмета на базе «Методика диагностики структуры учебной мотивации.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

·        верно                                – (+ +);

·        пожалуй, верно              – (+);

·        пожалуй, неверно           – (–);

·        неверно                            – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1.      Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.      Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.      В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.      Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.      Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.      При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.      Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.      Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.      На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.  Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.  По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.  Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.  Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.  Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

     Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

·        0–10 баллон – внешняя мотивация;

·        11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

·        0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

·        6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

·        15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

 

1.4.   Формирование многоуровневой системы мотивации в добывании новых знаний младшего школьного возраста.

Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (но… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz