Согласовано | Утверждаю |
на заседании Управляющего совета школы | директор школы _____________ ФИО |
от 01.06.2011 г. протокол № 5 | приказ от 06.06.2011 г. № 74
|
ПРОГРАММА
«Развитие муниципального общеобразовательного учреждения ЗАБРОДЕНСКАЯ средняя общеобразовательная школа
2011-2015 годы».
Принята
на заседании педагогического совета
от 01.06.2011 г. протокол № 7
с. Заброды. 2011 г.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
«Развитие муниципального общеобразовательного учреждения ЗАБРОДЕНСКОЙ средней общеобразовательной школы на 2011-2015 гг».
Наименование Программы | Программа «Развитие МОУ Заброденская СОШ на 2011-2015 годы» |
Заказчик программы | Педагогический совет МОУ Заброденская СОШ |
Основные разработчики Программы | |
Цель и задачи Программы | Реализация Программы развития направлена на достижение приоритетной цели школы в новых условиях «Создание для обучающихся оптимальных условий по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде» через внедрение более совершенной модели организации учебно-воспитательного процесса. Принципы реализации, которой возможно посредством решения следующих задач: - Развитие системы поддержки одаренных детей.
- Повышение качества оказания образовательных услуг.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий.
- Реализация гражданско-патриотического воспитания учащихся.
- Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду.
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - Развитие системы поддержки одаренных детей:
1.1. удельный вес дополнительных, творческих занятий; 1.2. удельный вес учащихся, посещающие творческие занятия; 1.3. удельный вес учащихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня; 1.4. удельный вес педагогов, участвующих в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня; - Показатели, отражающие уровень повышения качества оказания образовательных услуг:
2.1. удельный вес обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию в форме независимого оценивания, 2.2. удельный вес выпускников, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме единого государственного экзамена; 2.3. число выбранных учащимися общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, в форме независимого оценивания. 2.4. удельный вес обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы начального общего образования, принявших участие в процедурах оценки качества образования за курс начального общего образования; 2.5. удельный вес численности педагогических работников, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации. - Показатели по внедрению здоровьесберегающих технологий:
3.1. удельный вес детей первой и второй групп здоровья; 3.2. удельный вес оснащенности спортивного зала в соответствии с современными стандартами; 3.3. удельный вес учебно-методических, информационно-наглядных средств по спортивно-оздоровительной работе; 3.4. удельный вес массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка; - Показатели по реализации гражданско-патриотического воспитания:
4.1. удельный вес учащихся задействованных в общественной жизни школы; 4.2. наличие устойчиво-положительной гражданской позиции среди учащихся; 4.3. сформированность нравственного потенциала учащихся. 4.4. удельный вес учащихся состоящих на внутришкольном контроле за нарушение правил внутреннего распорядка 4.5. удельный вес учащихся состоящих на учете в ОДН РОВД. - Комплексная интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду:
5.1. удельный вес автоматизированных образовательно-управленческих операций; 5.2. удельный вес уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с применением информационно-программной технологии обучения; 5.3. удельный вес электронных дневников и журналов, используемых в едином информационно-управленческом пространстве школы; 5.4. удельный вес компьютеров, приходящихся на одного учащегося; 5.5. удельный вес технических средств для чтения электронных учебников и художественной литературы. |
Сроки реализации Программы | Срок реализации: 2011 – 2015 годы. I этап 2011-12 – подготовительный. II этап 2012-14 – прикладной. III этап 2014-15 – аналитический. |
Перечень мероприятий Программы | - Мероприятия по развитию системы поддержки одаренных детей:
1.1. формирование функциональной структуры работы с одаренными детьми; 1.2. развитие у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообразованию 1.3. создание условий, наиболее приближенных к оптимальным, обеспечивающих развитие способностей детей одаренных к учебной деятельности (индивидуальные планы, авторские программы, технологии, диагностические материалы). 1.4. формирование благоприятных условий по выявлению и поддержки творческого потенциала педагогов; - Мероприятия по повышению качества оказания образовательных услуг:
2.1. применение независимых форм оценивания (НФО) и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся. 2.2. совершенствование и расширение комплекса элективных курсов; 2.3. развитие системы методического сопровождения, способствующей повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов; 2.4. формирование многоуровневой системы мотивации в добывании новых знаний младшего школьного возраста; 2.5. развитие и поддержка творческого потенциала педагогических работников школы. - Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий:
3.1. профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся; 3.2. выявление и обеспечение необходимым спортивно-оздоровительным инвентарем для качественного выполнения не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. 3.3. сбор и каталогизация учебно-методических, информационно-наглядных средств по спортивно-оздоровительной работе; 3.4. разработка и совершенствование ежегодного плана проведения массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту развития ребенка. - Мероприятия по реализации гражданско-патриотического воспитания:
4.1. развитие системы дополнительного образования и введение курса «Граждановедение»; 4.2. организация музейной работы и работы с ветеранами 4.3. поддержка школьного ученического самоуправления; 4.4. развитие системы внутришкольного контроля; 4.5. совершенствование комплекса мероприятий по профилактике правонарушений; - Мероприятия по комплексной интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду:
5.1. включение в муниципальное и региональное информационное пространство; 5.2. модернизация учебно-методического комплекса по обучению учителей школы правильному применению ИКТ компетенций при проведении уроков и внекласнных мероприятий; 5.3. поддержка инфраструктуры единого информационного образовательно-управленческого пространства школы; 5.4. проведение плановых мероприятий по своевременному обеспечению современными компьютерами и периферийным оборудованием для реализации модели обучения «1 ученик : 1 компьютер»; 5.5. проведение массовых разъяснительных семинаров среди родителей об использовании современных технических средств для чтения электронных книг (учебников); |
Объемы и источники финансирования Программы (в действующих ценах каждого года реализации программы, тыс. рублей) <*> | Примерные финансовые затраты на реализацию программы составят 52 млн. рублей. |
*Сумма будет ежегодно корректироваться в зависимости от объемов средств, предусматриваемых на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в законе о федеральном бюджете, в зависимости от объемов средств, предусматриваемых в законе Воронежской области об областном бюджете.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - Показатели по развитию системы поддержки одаренных детей:
1.1. увеличение удельного веса дополнительных, творческих занятий до 25%; 1.2. увеличение удельного веса учащихся, посещающих творческие занятия до 45%; 1.3. увеличение удельного веса учащихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня до 43%; 1.4. увеличение удельного веса педагогов, участвующих в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня до 65%; - Показатели, отражающие уровень повышения качества оказания образовательных услуг:
2.1. увеличение удельного веса обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию в форме независимого оценивания до 95%; 2.2. увеличение удельного веса выпускников, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме единого государственного экзамена до 90%; 2.3. увеличение числа выбранных учащимися общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, в форме независимого оценивания до 4; 2.4. увеличение удельного веса обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы начального общего образования, принявших участие в процедурах оценки качества образования за курс начального общего образования до 85%; 2.5. удельный вес численности педагогических работников, прошедших аттестацию в соответствии с новым порядком аттестации до 90%; - Показатели по внедрению здоровьесберегающих технологий:
3.1. увеличение удельного веса детей первой и второй групп здоровья до 75%; 3.2. увеличение удельного веса оснащенности спортивного зала в соответствии с современными стандартами до 90%; 3.3. увеличение удельного веса учебно-методических, информационно-наглядных средств по спортивно-оздоровительной работе до 35%; 3.4. увеличение удельного веса массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту в плане физического и психологического развития ребенка до 60%. - Показатели по реализации гражданско-патриотического воспитания:
4.1. увеличение удельного веса учащихся задействованных в общественной жизни школы до 78%; 4.2. формирование нравственного потенциала ученика при наличии устойчиво-положительной гражданской позиции у каждого учащегося 4.3. снижение удельного веса учащихся состоящих на внутришкольном контроле за нарушение правил внутреннего распорядка до 7%; 4.4. удельный вес учащихся состоящих на учете в ОДН РОВД до 7%. - Показатели по комплексной интеграция управленческой и учебно-воспитательной деятельности в единую информационную среду:
5.1. увеличение удельного веса автоматизированных образовательно-управленческих операций до 20%; 5.2. увеличение удельного веса уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с применением информационно-программной технологии обучения до 53%; 5.3. увеличение удельного веса электронных дневников и журналов, используемых в едином информационно-управленческом пространстве школы до 75%; 5.4. увеличение удельного веса компьютеров, приходящихся на всех учащихся до 20%; 5.5. увеличение удельного веса технических средств для чтения электронных учебников и художественной литературы до 80%. |
Пояснительная записка.
«….Инженеры, специалисты в области компьютерных технологий, биологи, физики, химики, собственно, те люди, которые должны, на мой взгляд, сформировать инновационную среду, и будут востребованы в будущем…..»
Д.А.Медведев, ТГУ, 11.02.2010
Переход школ к подушевому финансированию, финансово-хозяйственной самостоятельности диктуют необходимость освоения новых видов услуг, в том числе эксклюзивных, например, таких как профессионально ориентированные дополнительные образовательные услуги, или дистанционное обучение на основе Интернет-технологий. Особенную актуальность данные учебные технологии приобретают в условиях села, когда неблагоприятные погодные условия тормозят освоение образовательной программы в должном объеме. Кроме того, новый статус школ и экономическая ситуация предполагают поиск дополнительных каналов финансирования за счет участия школы в хозрасчетных инновационных программах, выставления на рынок интеллектуальной собственности программ повышения квалификации и интеллектуальных образовательных продуктов – экспериментальных проектов, учебных программ, пособий, электронных образовательных ресурсов и т.д.
Создание на базе школы ресурсного учебного центра позволит школе, имеющей ограниченные учебные площади, расширить образовательное пространство за счет рационального использования площадей для дополнительных образовательных, в том числе платных, услуг, для формирования системы сетевого обучения (например, в профильной школе), а также за счет развития электронной среды обучения.
Наряду с указанными факторами перспективы развития МОУ Заброденская СОШ в 2011-2015 гг. включают и уже имеющийся опыт, главным элементом которого является участие коллектива в инновационной деятельности в области информатизации образования посредством разворачивания экспериментально-опытной площадки.
Программа предполагает расширение масштабов и содержания проектной деятельности педагогов и учащихся, введение новой структуры управления качеством образования, направленной на удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.
Опора на имеющиеся достижения, позитивный и востребованный опыт организации образовательного процесса, его осмысление в контексте требований социального заказа, особенности условий функционирования современной школы определили основной приоритет Программы развития.
Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 3 этапа.
На первом этапе (2011 - 2012 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты совершенствования модели организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Национальной инициативы «Наша новая школа», включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности, в соответствии социально-экономических условий.
На втором этапе (2012 - 2014 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовательном процессе. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образовательным процессом в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
На третьем этапе (2014-2015 годы) предстоит провести анализ результатов применения полученных устойчивых моделей и в случае необходимости произвести их корректировку в соответствии с целью и задачами целевой программы развития школы на следующий период. Принципы функционирования модели организации учебно-воспитательного процесса реализуются в соответствии основными проектами развития школы.
Раздел 1. Развитие системы поддержки
одаренных детей.
Актуальность проблемы.
Государственная стратегия в области образования, принципы которой нашли отражение в национальной инициативе «Наша новая школа» ориентирована на повышение социальной и практической значимости обучения за счет формирования функциональных, практических навыков жизни в условиях информационного постиндустриального общества; на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; на формирование позиции личности – гражданина своего государства.
Реальности сегодняшнего дня, возросшие требования к универсальности знаний и необходимость подъема уровня духовной культуры обучающихся требуют организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования, создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.
Анализ сложившихся условий по развитию системы поддержки одаренных детей показал, что в школе имеются потенциальные возможности:
Внутренние ресурсы для реализации проекта
- Кадровые: 89% педагогов имеют квалификационную категорию.
- Материальные: 22 учебных кабинета, мастерские технического и обслуживающего труда, актовый зал, библиотека,2 кабинета информатики, кабинет ИКТ, сенсорный кабинет психолога, информационно-коммуникативные средства обучения, лицензионное программное обеспечение
- Организационные: сочетание принципов дифференцированного обучения и комплексного развития позволяет создать условия для развития одаренных детей. Деятельность информационно-методической, социально-психологической служб школы, НОУ «Школьная академия наук».
В нашем образовательном учреждении:
- ведется работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учетом современных требований;
- решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;
- осуществляется профильная подготовка по отдельным предметам;
- действует информационно-методическое и социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- в рамках школьного научного общества развернута исследовательская и проектная деятельность учащихся и педагогов;
- наблюдается рост уровня результативности участия школьников в олимпиадах , конкурсах, конференциях различных уровней.
Количество учащихся-победителей в мероприятиях образовательной сферы.
| 2007/08 учебный год | 2009/10 учебный год |
Всероссийский уровень | 2 | 2 |
Региональный уровень | 9 | 19 |
Муниципальный уровень | 20 | 22 |
Внешние ресурсы:
- Научно-методическая помощь отделов и сотрудников ВОИПКиПРО.
- Взаимодействие с различными ВУЗами области, обмен опытом с ОУ района, области, региона.
С целью комплексной процедуры выявления и поддержки одаренных детей в школе в соответствии с «Концепцией развития системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в Воронежской области» необходима реализация основного набора мероприятий:
1.1. Формирование функциональной структуры работы с одаренными детьми.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких характеристик, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Одаренность детей может быть установлена и изучена в целенаправленном процессе, реализация которого возможна только лишь через организацию системной работы с одаренными детьми с четким разделением функций среди участников образовательного учреждения согласно структуре.
Структура функционального обеспечения системы работы с одаренными детьми:
1.Права и функции директора:
- общее руководство разработкой и реализацией системы;
- обеспечение реализации системы: организация, координация, контроль;
2. Функции зам. директора по УВР:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов системы;
- анализ и обобщение результатов работы системы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с работой системы;
- организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей;
- подготовка методических рекомендаций для работы в системе;
- определение критериев эффективности работы системы;
- разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми;
3. Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;
- разработка диагностического инструментария для успешной деятельности по выявлению и реализации работы с одаренными детьми;
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
- обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов;
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
- тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
4. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней;
- организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
1.2. Развитие у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообразованию.
Главным признаком самостоятельной деятельности как дидактической категории является то, что цель деятельности ученика несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся, рассматриваемая как процесс, включает в себя следующие компоненты: выделение школьником познавательной задачи, общей и частных (умение в структуре учебной ситуации выбрать цель, увидеть задачу); подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи (умение выбрать пути и средства для ее решения); выполнение операций контроля (слежения) за тем, решается ли поставленная задача найденными и примененными способами (умение применить усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи).
Познавательную самостоятельность справедливо рассматривать как часть самовоспитания, самосовершенствования личности, поскольку реализация потребности в саморазвитии предполагает стремление к познанию и готовность вести своими силами познавательную деятельность.
Применение в учебно-воспитательном процессе управляемой самостоятельной познавательной деятельности учащихся позволяет успешнее решить поставленные задачи учителю. Увеличение доли самостоятельного познания дает возможность использовать более разнообразные формы организации процесса обучения: семинары, диспуты, микроисследования, групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы и др.
Таким образом, современный уклад нашей жизни, современное производство требуют от человека не просто определенного уровня знаний, они стимулируют приобщение к образовательной деятельности, направленной на беспрерывное обновление, совершенствование, расширение имеющихся знаний.
Одним, из важнейших требований по развитию у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообразованию состоит в том, чтобы на основе учета индивидуальных особенностей учащегося, содействуя формированию школьника как творческой личности, способной без посторонней помощи ставить задачи и находить их решения, и соответствовало готовности выпускника к быстрому восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.
1.3. Создание условий, наиболее приближенных к оптимальным, обеспечивающих развитие способностей детей одаренных к учебной деятельности (индивидуальные планы, авторские программы, технологии, диагностические материалы).
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации и система внеклассной работы в школе. В нашей школе должна реализовываться целенаправленная помощь в развитии одаренных детей на всех этапах обучения.
Так для начальных классов необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую деятельность характерную для данного возрастного периода.
В среднем звене ведущей деятельностью является учебная. На данном этапе главной задачей педагога является поддержать одаренных учащихся не дать им «закрыться» т.к. очень часто в учебном коллективе такого ребенка не поддерживают. На основании этого самооценка способного учащегося падает. Именно для этого периода характерно, что одаренный ребенок становится обычным учащимся так называемым «середнячком». И основной задачей учителей, психологов, родителей является поднятие самооценки одаренных детей, включение их в разнообразную и интересную деятельность, как учебную, так и во внеурочную.
Для учащихся старшей ступени необходимо развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. Проведение для подростков факультативов. выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства. Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов. На данном возрастном этапе ведущей деятельностью является учебная, но и наряду с ней выходит подготовка к профессиональной деятельности..
С этой целью организация проектно-исследовательской работы учащихся в школе должна быть реализована следующим образом:
1 – 4 классы | Подготовительный этап: - Формирование навыков научной организации труда.
- Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Выявление способных учащихся
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла… Продолжение »
|
«Дети говорят телефону «Да»!
Психологическая помощь детям по «Телефону Доверия» - оказывается круглосуточно, анонимно, бесплатно со стационарных и мобильных телефонов.
По Телефону Доверия могут обратиться дети, родители по актуальным проблемам развития и воспитания, в том числе в случаях злоупотребления ПАВ, жестокого обращения и насилия в отношении детей, а так же случаи насилия в семье.
ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
8-800-2000-122
|