…сить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
         Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
         Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; мотивы слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам; мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе (это нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке фиксируется прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей). Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда "формальным и беспечным отношением к школе". Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
            Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.
            Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению несколько снижается к окончанию начальной школы.
            Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-м классе. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.
К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

 

1.5.    Развитие и поддержка  творческого потенциала педагогических работников школы.

 

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей,  любящих и умеющих работать с детьми.

В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьного управляющего совета. С учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труда, выделения в них базовой и стимулирующей частей, необходимо внедрять более совершенныt механизмы распределения премиальных выплат сотрудникам школы. Но с начала необходимо четко определить сферу должностного функционала после окончания, которой должно начинаться пространство для реализации творческих способностей педагогов. Причем индивидуальный творческий рост современный педагог должен определять сам, а сложившееся пространство должно лишь способствовать этому. Наряду с этим возникает необходимость так же менять стереотипы учителей, причем сложившиеся десятилетиями и прививать им новые методы по самосовершенствованию и саморазвитию. К сожалению, найти компромисс в сложившихся условиях остается достаточно тяжелой задачей. Так как концепция образования до 2015 года направлена на совершенствование материально-технической базы школы, при этом не созданы условия для привлечения молодых педагогов способных применять новые методы работы, а также своевременно приводить в соответствие  свою методическую систему новым стандартам и образовательным технологиям. В результате мы будем иметь современные здания школ, с мощной материально-технической базой, а эффективную педагогическую деятельность, отвечающей современным стандартам мы не получим. Дабы снизить потенциальные риски необходимо кроме развития механизмов стимулирования педагогических работников, наращивания материально-технической базы еще и создавать условия по привлечению  молодых специалистов в школу. Для этого нужно школе налаживать тесные взаимосвязи между педагогическими вузами, училищами. Определять среди общей массы молодых выпускников вуза и училища людей криативных, творческих и любящих детей. С целью прививания им современных педагогических технологий приглашать их на практику, создавать благоприятные условия труда. И тем самым способствовать совершенствованию творческого потенциала работников.

 

Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям данного проекта представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям  проекта.

Наименование

мероприятий

Источники финан-ния

Сумма расходов

В том числе по годам

Ответ-ные

11

12

13

14

15

1.1.               Применение независимых форм оценивания (НФО) и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся.

регион

3 млн.

руб.

400

тыс.

руб.

400 тыс.

руб.

600 тыс.

руб.

800 тыс.

руб.

800 тыс.

руб.

зам. директ. по УВР.

1.2.               Совершенствование и расширение комплекса элективных курсов.

регион

2 млн.

руб.

600

тыс.

руб.

530 тыс.

руб.

400 тыс.

руб.

270 тыс.

руб.

200 тыс.

руб.

учителя,

зам. директ. по УВР.,

метод. объединения школьного и районного уровня

1.3.               Развитие системы методического сопровождения, способствующей повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов.

регион

1 млн.

руб.

300

тыс.

руб.

285 тыс.

руб.

200 тыс.

руб.

115 тыс.

руб.

100 тыс.

руб.

учителя,

зам. директ. по УВР., школьн. метод. объединения.

директор.

1.4.               Формирование многоуровневой системы мотивации в добывании новых знаний младшего школьного возраста.

регион

1 млн.

руб.

300

тыс.

руб.

285 тыс.

руб.

200 тыс.

руб.

115 тыс.

руб.

100 тыс.

руб.

учителя,

зам. директ. по УВР., школьн. метод. объединения.

директор.

1.5.               Развитие и поддержка  творческого потенциала педагогических работников школы.

регион

3 млн.

руб.

400

тыс.

руб.

500 тыс.

руб.

600 тыс.

руб.

700 тыс.

руб.

800 тыс.

руб.

зам. директ. по УВР., школьн. метод. объединения.

директор.

Раздел 3. Внедрение здоровьесберегающих технологий.

 

Актуальность проблемы.

Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются ФЗ «Об образовании», Семейным кодексом РФ, «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации российского образования «Наша новая школа» и долгосрочной областной целевой программе «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы».

Анализ проблем.

Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане - способен преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой. По итогам мониторинга состояния здоровья учащиеся нашей школы численный состав по группам здоровья представлен в таблице 3:

 

 

Таблица 3

Группа

здоровья

2008-2009

учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

основная

319

303

327

подготовительная

146

202

200

специальная

196

149

143

 

Анализ заболеваемости учащихся школы показал, что практически здоровых (1 и 2 группы) насчитывается 78,65%.

 

 

Динамика заболеваний у учащихся школы:

 

Таблица 4

Заболевания

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2009-2010

учебный год

Органов зрения

61

42

45

Органов дыхания

64

58

56

Нервные заболевания

18

20

21

Органов пищеварения

21

20

20

Эндокринной системы

18

23

28

Сердечно-сосудистые заболевания

 8

15

20

Опорно-двигательный аппарат

349

384

385

 

В результате анализа структуры заболеваемости учащихся школы выделены ведущие формы имеющихся патологий. К ним относятся нарушения зрения,  осанки и развитие неврозов. Развитию близорукости и прочих нарушений зрения способствуют такие факторы, как несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения, длительная и интенсивная зрительная работа с большим количеством текстов, а также неблагоприятное воздействие жидкокристаллических мониторов на органы зрения. Наиболее распространенным среди учащихся нашей школы является заболевание опорно-двигательного аппарата. Этому способствует не соответствие ученической мебели возрастным особенностям, отсутствие систематической работы по проведению физкультминуток  учителями предметниками, недостаточное количество мероприятий способствующих профилактике заболеваний и оздоровительному эффекту. Стоит также отметить недостаточное оснащение спортивного зала спортивно-оздоровительным инвентарем для проведения уроков физического воспитания в полном объеме для основной группы учащихся.    Отсутствие дополнительного спортивного зала для проведения занятий в подготовительных группах.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ.

Можно отметить недостаточное наличие учебно-методических и информационно-наглядных средств для формирования в сознании учащихся здорового образа жизни.

С целью снижения неблагоприятных факторов на человеческий организм возникает необходимость проведения следующих мероприятий.

 

1.1.   Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Профилактическая работа должна начинаться с ликвидации факторов риска. Необходимо в самом начале обучения изучить семьи школьников, выявить преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. Обратить внимание, в каких условиях ребенок живет, как и где он готовиться к урокам, а также на отношение родителей к здоровью своего ребенка. В итоге можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят, и кто будет заниматься попустительским отношением к своему здоровью. Все это способствует  возникновению ситуации, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Плохо ориентируясь в различных образцах социального поведения, он не всегда выбирает для подражания лучшее. Результатом не нормального отношения к здоровому образу жизни служит употребление никотина, алкоголя подростками, а также проявляются элементы преступного поведения.

Можно все это свести к минимуму, если в школе будет функционировать система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.). Периодически проводя, анализ базы данных можно будет оперативно и своевременно принимать меры по устранению не только причин не адекватного поведения школьников, но и предпосылок  их возникновения.

 

 

1.2.   Выявление и обеспечение необходимым спортивно-оздоровительным инвентарем для качественного выполнения не только внутрипредметных, но и общих учебных задач.

 

Анализ состояния материально-технической базы показал, что для реализации полноценного обеспечения внутрипредметных и общеучебных задач требуется наличие современного спортивно-оздоровительного инвентаря, в том числе и тренажеры, позволяющих производить дозированную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и  мышечную массу,  а также набор средств для восстановления психоэмоционального состояния учащихся.  В связи, с чем планируемый график расходования денежных средств представлен в таблице 6.

 

 

1.3.   Сбор и каталогизация учебно-методических, информационно-наглядных  средств по спортивно-оздоровительной работе;

Наличие спортивно-оздоровительного инвентаря не решает полностью поставленной задачи, так как требуется информационная учебно-методическая поддержка всего процесса применения здоровьесберегающих технологий. Кроме того, эта поддержка должна отвечать требованиям достаточности, актуальности и системности. При наличии определенных планируемых финансовых вложениях (смотри таблицу 6) возможно построение единой информационной базы учебно-методических и наглядных пособий.

 

 

1.4.   Разработка и совершенствование ежегодного плана проведения массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту развития ребенка.

 

Спортивно-оздоровительные занятия представляют собой добровольный, организованный процесс восстановления, развития и совершенствования физических, адаптационных, эмоциональных, духовных возможностей и сил учащихся средствами физической культуры с целью его оптимального функционирования в природной и социальной среде, по средством реализации примерного плана организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

 

План организации физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы в школе.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

  • обсудить порядок проведения физкультминуток, подвижных игр на переменах;
  • провести беседы в классах о режиме дня школьника;
  • проводить физкультминутки на общеобразовательных уроках.

 

 

до 1 сентября

 

 

до 15 сентября

 

ежедневно

 

 

Администрация

 

 

Кл. руководители

 

Учителя

2.

Спортивная работа в классах:

  • назначить физоргов, ответственных за проведение подвижных игр;
  • составить расписание занятий секций;
  • организация «часов здоровья»;
  • классные часы, посвященные здоровому образу жизни;
  • «Веселые старты».

 

 

до 15 сентября

 

 

еженедельно в течение года

 

 

 

Кл. руководители, учитель физкультуры

3.

Внеурочная спортивная работа в школе:

  • осенний кросс;
  • олимпиада по физкультуре;
  • баскетбольные соревнования;
  • «Веселые старты» для начальной школы;
  • волейбольные игры;
  • праздник «Нептун вызывает на старт»
  • спартакиада

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

октябрь

апрель

в течение года

 

 

 

 

Учитель физкультуры

4.

Агитация и пропаганда:

  • организация и проведение бесед и лекций по классам на тему: «Отказ от вредных привычек»;
  • выпуск «Спортивного вестника»;
  • спортивные мероприятия (баскетбол) с участием команды учителей.

 

 

сентябрь

 

в течение года

октябрь

 

 

Кл. руководители, учитель физкультуры

5.

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

  • лекции для родителей на темы: «Личная гигиена школьника», «Распорядок дня и двигательный режим школьника»;
  • участие родителей в спортивных мероприятиях («Папа, мама, я – спортивная семья»);
  • вовлечение учителей в спортивную жизнь школы.

 

 

 

в течение года

 

 

 

Детский врач

 

 

 

учитель физкультуры

6.

Хозяйственные мероприятия:

  • косметический ремонт спортзала, бассейна;
  • слежение за правильным хранением инвентаря;
  • ремонт спортинвентаря.

 

июнь

в течение года

январь

 

Администрация

 

учитель физкультуры

 

 

 

Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям данного проекта представлено в таблице 7.

 

Таблица 5 Примерное финансовое распределение по основным мероприятиям

Наименование

мероприятий

Источники финан-ния

Сумма расходов

В том числе по годам

Ответ-ные

11

12

13

14

15

1.1.      Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

регион

2 млн.

руб.

200 тыс.

руб.

270 тыс.

руб.

400 тыс.

руб.

530 тыс.

руб.

600

тыс.

руб.

классные руководители, медицинские работники

1.2.      Выявление и обеспечение необходимым спортивно-оздоровительным инвентарем для качественного выполнения не только внутрипредметных, но и общих учебных задач.

регион

6 млн.

руб.

1,6 млн.

руб.

1,36 млн.

руб.

1,2 млн.

руб

940

тыс.

руб.

800 тыс.

руб.

учителя,

директор.

1.3.      Сбор и каталогизация учебно-методических, информационно-наглядных  средств по спортивно-оздоровительной работе;

регион

1 млн.

руб.

100 тыс.

руб.

135 тыс.

руб.

200 тыс.

руб.

265 тыс.

руб.

300

тыс.

руб.

учителя,

зам. директ. по УВР,

школьн. метод. объединения.

директор.

1.4.      Разработка и совершенствование ежегодного плана проведения массово-воспитательных мероприятий, способствующих оздоровительному эффекту развития ребенка.

регион

1 млн.

руб.

100 тыс.

руб.

135 тыс.

руб.

200 тыс.

руб.

265 тыс.

руб.

300

тыс.

руб.

зам. директ. по УВР,

 

 

 

 

Раздел 4. Реализация гражданско-патриотического воспитания учащихся.

 

Актуальность проблемы.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Анализ проблем.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

Поэтому результатом выполнения проекта по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения,  воспитание гражданина – патриота и труженика, через реализацию серии мероприятий:

 

 

1.1.   Развитие системы дополнительного образования.

 

Увеличение числа обучающихся активно участвующих в общественной жизни школы возможно только при правильном возрастном подходе Гражданско-патриотического  воспитания в школе и должно включать в себя три возрастные ступени, каждая из которых должна иметь свои методологические особенности.

 В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курсы «Окружающий мир»,  «Хореография», «Экология», «Моя малая родина», спортивные секции должны воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге сформируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

На второй ступени  должно продолжаться формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогающая приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Необходимо вовлекать учащихся в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования должно является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому должны способствуют курсы «Граждановедение», «Туризм и краеведение», «Культура общения»,  «Обществознание», «Школьный пресс-центр». Работа в данном направлении должна реализоватся также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступе

Конструктор сайтов - uCoz